Откатные ворота – это сдвижная в сторону конструкция ворот, которая имеет в 1,5 раза больше ширину, чем сама ширина проезда и установлена на специальную фурнитуру. Консольный принцип работы позволяет воротам при движении опираться только на размещенные вне проезда роликовые опоры без каких-либо преград в самом проеме.

Сделанные самостоятельно ворота требуют примерно вдвое меньших затрат, чем заказанные в специализированной компании. Изготовить и установить откатную конструкцию действительно возможно своими силами или с наемным сварщиком, если навыков подобных работ совсем нет.

Преимущества и недостатки откатной конструкции по сравнению с распашной

Распашная конструкция более привычна и понятна. Для нее из серьезной фурнитуры нужны только навесы, а опоры и фиксаторы положения можно изготовить из подручных средств.

Откатная конструкция будет удлиненной по размерам, материалов уйдет больше. Она требует создания дополнительного фундамента с закладной, что надо сделать заранее. Придется приобрести целый комплект фурнитуры.

Несмотря на возросшие начальные затраты, сдвижные ворота все равно делать выгодно. Автоматизация для них обходится дешевле, устанавливается привод значительно проще. К тому же пользоваться такими воротами даже вручную легче и приятнее.

Для открытия распашных ворот придется двигать каждую створку отдельно, фиксируя от самопроизвольного закрытия. При этом сплошная обшивка будет действовать как парус, опираясь движению против ветра и пытаясь вырваться при движении в одном направлении с ним. Снег на пути створок обязательно нужно убрать.

Сдвижная створка только одна. Даже при сплошной обшивке и больших габаритах она почти не будет реагировать на ветер, легко пройдет сквозь снежный сугроб. Фиксировать ее не нужно, так как порывы ветра не смогут закрыть правильно выставленые ворота.

При автоматизации распашных ворот нужны действительно мощные приводы, причем для каждой створки свой. Очень большую нагрузку добавляет ветер. Даже сделанные в виде решетки створки будут требовать более дорогой техники при большой ширине. Дотянуться до края створки механизмы вряд ли смогут, а ближе к навесам нужно приложить больше усилий.

Для откатных ворот нужен один привод. Выбрать и установить его значительно проще, чем автоматику для распашных ворот.

Конструкция откатной створки

Ворота делаются длинными, потому что им придется двигаться по установленным за пределами отверстия роликам. Створка дополняется так называемым хвостовиком в половину ее длины. Уменьшать размеры не стоит, потому что тогда плечо створки будет быстро разрушать ролики и рельс. А вот обшивку можно предположить только для самой створки, так хвостовик извне вообще видно не будет.

Традиционно каркас выполняют двухуровневым из металла. Внешняя часть несущая, внутренняя и ребра жесткости позволяют крепить обшивку. Ранее использовали трубы двух размеров, сейчас чаще выбирают специальный Т-профиль, который дает ряд преимуществ: скорость и простоту изготовления створки, лучшую защиту и долговечность конструкции.

В качестве обшивки рекомендуется выбирать нетяжелые материалы, например, профнастил. При выборе дерева, сэндвич-панелей, металлических пластин, кованых элементов и других тяжелых материалов нужно будет покупать более дорогой комплект фурнитуры, рассчитан на повышенные нагрузки. Также усиленные комплектующие понадобятся для длинных ворот на отверстия более 5 м шириной.

Фурнитура и принцип работы

Работают сдвижные ворота благодаря целому комплекту фурнитуры. Каждый элемент выполняет свою задачу, поэтому комплект должен быть полным. Также набор должен соответствовать расчетным нагрузкам.

Стандартная комплектация включает в себя:

·         две роликовые опоры;

·         два ловушки;

·         конечный ролик;

·         поддерживающую пластину;

·         заглушка;

·         рельс длиной в 1,5 ширины проема проезда.

Дополнительно можно приобрести регулировочные пластины, которые используются как подставки под роликовые опоры и позволяют легко менять высоту каретки.

Рельс крепят снизу створки. Роликовые опоры устанавливают на фундаменте, заводят каретки в направляющую. Сверху створку придерживают верхние ролики на поддерживающей пластине. Благодаря этим элементам створка движется и остается вертикальной.

При закрытии нижний улавливатель принимает на себя часть нагрузки по содержанию конструкции, потому свободная сторона ворот заезжает на него благодаря концевому ролику. Отклонение верхней части не допускает верхняя ловушка. А заглушка защищает внутреннюю часть рельса от мусора и снега.